|
| |
Пост N: 30
Зарегистрирован: 03.12.06
Откуда: Российская Федерация, Энгельс
|
|
Отправлено: 11.03.11 10:22. Заголовок: Подолец Владимир Викентьевич. «Русская» и «Российская» идеи. – Что это?
«Русская идея» — понятие, бывшее очень модным среди интеллектуалов XIX—XX веков. С его помощью философы, политики и писатели пытались нащупать то общее, что связывает народ России в единое целое, и чем он отличается от других народов. Интерес к русской идее вспыхивал периодически и приходился, как правило, на периоды «смут» и неудачных войн. Обществом овладевал страх перед будущим. Возникали мысли о наступающей катастрофе, гибели. Начинался лихорадочный поиск ответа на вечные вопросы: «Кто мы? Что с нами? Кто виноват? Что делать?» И русские интеллигенты пытались на него ответить. Вот, о чем писал, к примеру, философ В.Иванов (1866—1949) в статье «О русской идее» сразу после поражения страны в Русско-Японской войне и Первой русской революции. «Нельзя... не заметить, что вновь ожили и вошли в наш мыслительный обиход некоторые старые слова-лозунги, а, следовательно, и вновь предстали общественному сознанию связанные с этими словами-лозунгами старые проблемы». Какие же проблемы, уже тогда, полтора века тому назад считавшиеся старыми, волновали интеллектуальную элиту России? 1. Сущность и специфика российского патриотизма. Его роль в развитии самосознания народа, и «национальной идентификации» россиян. 2. Историческая, великодержавная миссия России, а также её народа. Возрождение идеи о Москве как «третьем Риме». 3. Особый исторический путь России в её взаимодействии с другими народами. Соотношения: Россия - Запад, Россия – Восток, Россия - Евразия. 4. Специфика «русской души», характер народа, его традиции, привычки, обычаи, менталитет. 5. Особенности российской культуры, философии, национальных и общечеловеческих ценностей. 6. Пути дальнейшего развития российской государственности, её форм, свободы, демократии, а также роль интеллигенции в их разрешении. В этом, далеко не полном многообразии подходов к русской идее тогда и теперь можно обнаружить три основные вектора: 1. Славянофильство - поиск особого пути - попытка закрыться от всего мира (уже тогда в России сформировалась и столетия существовала «служебно-домашняя цивилизация»). 2. Повторение Россией примера, путей более развитых народов Западной Европы (создавших «эго-цивилизацию»). «Западничество». Марксизм, к слову сказать, был отражением именно этого подхода. 3. Органичное соединение, синтез особого российского пути и опыта мирового развития. В чём я вижу общие черты и недостатки этих теорий русской идеи? 1. Они не указывали конкретных целей, форм и способов изменения и совершенствования общественного устройства. Между тем, недовольство этим устройством в России в начале ХХ века было почти всеобщим. 2. Они были умозрительными, интуитивными, ненаучными и глубоко религиозными. 3. В них не было заботы о конкретных условиях жизни нищих и безграмотных народов, населяющих просторы России. Только война собирала миллионы мужчин в армию. И здесь они могли сообща осмыслить жизнь в стране и мире. В этих условиях большевистские идеи: «Власть Советам! Земля крестьянам! Мир народам!» - были попаданием «в десятку». Рабочие, солдаты, крестьяне их поняли и пошли за ними. Старое государство и созданная им система управления были сломаны, разрушены. И, обратите внимание, по новому было разрешено противоречие между самоуправлением и управлением в стране и отдельных её институтах. Вот, когда становится понятным ограниченность вывода марксизма-ленинизма об основном вопросе революции. У Ленина В.И. это – вопрос о власти. На деле, в более широком, сущностном смысле, это – вопрос о новом соотношении управления и самоуправления в обществе, достигшем «точки кипения». Посмотрите на события в северной Африке (январь-март 2011 года). Похожая обстановка сложилась в СССР в конце ХХ века. «Закипел» и распался Советский Союз. Россия превратилась в «суверенное» государство (1985-2015 годы). Начался новый период «социальной смуты», растерянности, недовольства. Не удивительно, что интерес к русской и российской идее обострился снова. Но между прошлым и настоящим взлётом интереса к российской идее вместилось целое столетие грандиозных событий. Каких? 1. Первая и Вторая Мировые войны. 2. Февральская (буржуазно-демократическая) и Октябрьская (пролетарская) революции 1917 года. 3. Слом старой и создание новой российской государственности с её уникальными атрибутами. 4. Ликвидация безграмотности («ликбез»), начальное и всеобщее среднее образование. 5. Индустриализация СССР и его приобщение к современному научно-техническому прогрессу. 6. Создание военно-промышленного комплекса, легкой промышленности и колхозно-совхозного сельского хозяйства. 7. Выход человека в Космос. 8. Борьба двух мировых систем, и период их мирного сосуществования. 9. Борьбы буржуазной и социалистических идеологий. 10. Период крушения «мировой социалистической системы». Это перечисление можно было бы продолжить, но и так ясно: ХХ век – век поистине великих свершений и, одновременно, потрясений. Россия – их непосредственный участник. Ясно, что взгляд на мир в целом и российскую идею не мог оставаться прежним. И что – очень важно! Между прошлым и современным подходами лежал период теоретического и практического освоения марксизма. Его, если даже очень захочешь, просто так не обойдешь и на свалку не выбросишь. Хотя кое-кто из неучей и «Иванов, не помнящих родства» к этому стремится. Марксизм, в отличие от праздных философствований прошлого, прямо связал теорию с жизнью и указал путь развития – «Уничтожение частной собственности и создание бесклассового общества». Коммунисты в СССР сделали эту задачу своим знаменем, гимном, практической целью. Но… Оказалось, что осуществить её в конкретных условиях и с имеющимся «человеческим материалом» России невозможно. При этом я имею ввиду всех: и политическую элиту, и народ страны. Что же изменилось теперь? 1. Поскольку информационное пространство мира стало единым (у Интернета здесь особая заслуга) в поиске российской идеи решили участвовать все. «Танцуют все!» - эту комическую команду приняли на свой счет многие из тех, к кому она явно не относилась. И началось! – Общую суть поиска и его результаты, я бы определил такой же комической фразой: «Что вижу - то пою!». В.В.Путин вспомнил о «конкурентоспособности», Б.В.Грызлов о «мировом лидерстве», какая-то дама из президентского аппарата об «освоении Марса», Протоиерей Димитрий Смирнов об «укреплении семьи»... 2. Но среди философов и социологов три главных направления осмысления российской идеи всё-таки сохранились, хотя и утонули в политическом и журналистском многословии. 3. Именно в русле второго подхода мною в последние годы сделана попытка дать научно-философское обоснование российской идеи. В фундамент этого обоснования я заложил достижения частных наук о природе и обществе. Вот эти науки: 1. Неравновесная термодинамика. 2. Синергетика. 3. Теория самоорганизации материальных систем. 4. Теория деятельности, как особой социальной формы самоорганизации. 5. Теория сознательного регулирования деятельности людей, как целостного процесса; 6. Учение о диалектике самоуправления и управления, как равных по сущности и значению сторон сознательного регулирования. 7. Созданная в ходе этих научных поисков Новая Философская Картина Движения субстанции или мироздания. Реальным результатом этого поиска стал очень простой вывод: «Российская идея (как и идея глобализации) есть идея Ответственной Свободы». Закономерен вопрос: «А какие же конкретные проблемы сегодняшнего дня решает идея Ответственной Свободы? – Ведь Вы, автор, только что упрекали поиски русской идеи в отсутствии связи с реальной жизнью»?! Я признаю правомерность такой постановки вопроса. И одновременно нахожу связь этой идеи с каждым событием в каждой отдельной клеточке нашего огромного общественного организма. 1. Экономика. Свобода предпринимательства и социальная ответственность бизнеса. Обеспечение свободы для созидательного труда и творчества. Ответственность за все виды мошенничества и тунеядства. 2. Политика и право. Обеспечение жизни и свободы граждан, усиление их ответственности за покушение на жизнь и свободу других людей. Жесточайшая ответственность за применение физического насилия и экстремизм. 3. Духовная жизнь (система образования и воспитания, идеология, массовое сознание, СМИ, искусство, досуг). В каждой из этих сфер - свобода созидательного труда и творчества, ответственность за развращение детей, подростков, молодежи, основным стимулом поведения которых являются подражание, мода, рекламные образцы и т. д. Строжайшая ответственность за производство аморальных продуктов (фильмов, телепрограмм, рекламы,), развращающих зрителя. Идея Ответственной Свободы – это всеобщий императив[ii], определяющий поведение личности и социального института в обществе. Опираясь на него, каждый дееспособный человек, может, если захочет, определить линию своего поведения и деятельности. Первая особенность этого императива, в отличие от многих других, состоит в том, что он включен в каждый акт нашей духовной и физической деятельности, обращён к чувствам и разуму каждого человека. Вторая его особенность – в том, что он не является специфически российским, чисто национальным. По своей сущности и содержанию он является всеобщим по отношению ко всем людям мира. Поэтому я и утверждаю, что получившая научно-философское обоснование «Российская идея Ответственной свободы» - это подарок всему человечеству. Это, в перспективе, в конечном счёте, - идея глобализации. .............................................................................................. Аморальных –критерием здесь могли бы стать нормы православия или известного всем «морального кодекса строителя коммунизма». Кто забыл - может вспомнить. [ii] Императи́в (лат. imperativus — повелительный, от лат. impero — повелеваю): общее нравственное предписание. © Авторские права защищены, ссылка на текст публикации обязательна.
|
|
| |
Пост N: 31
Зарегистрирован: 03.12.06
Откуда: Российская Федерация, Энгельс
|
|
Отправлено: 04.04.11 12:51. Заголовок: Российская Идея! Возражения верны, но... сделаны не по сути!
Насколько я понял, Вы, Вадим, не очень верите в силу человеческого разума. И тут я с Вами полностью согласен. Именно поэтому Идея Ответственной Свободы формулируется мною и для дураков, и умных, и для бездарей и гениев, и для трудяг и преступников, и для людей образованных и безграмотных, и для лидеров по природе и вечно ведомых... Ну, и т. д. Стремление к Свободе присуще людям в каждой из названных мной ипостасей. И именно поэтому во все времена: и в прошлом, и в период "строительства коммунизма", и теперь свободу ограничивают: 1) законы природы ("поскользнулся, упал, очнулся, гипс" - законы тяжести и трения надо учитывать, они призывают к ответу); 2) законы общества (создаваемые "коллективным разумом" правовые, нравственные и иные нормы, табу, этикет, обычаи, традиции, менталитет…). Законы общества в отличие от природных законов подвижны, изменчивы от века к веку, зависят от исторических условий, в которых живет каждый отдельный народ (государство) или даже всё человечество. Поэтому задавать конкретные параметры российской идеи - напрасный труд. Формируя нормы права и институты, которые проводят их в жизнь, государство от имени общества и дурака, и гения с их естественным стремлением к свободе должно поставить в границы такого отношения друг к другу, за которыми их ждёт ответственность. Гармония Свободы и Ответственности - вот идеал, который познан сегодня, но будет реализован в отдалённом, а, может быть, и в очень далёком будущем. С этим надо смириться и работать на будущее каждый день. Помните, как у В.Маяковского? Будущее не придет само, Если не примем мер, За жабры его, комсомол, За хвост его, пионер! Приглашаю на сайт: РОССИЙСКАЯ ИДЕЯ. К ПОИСКУ И ОБОСНОВАНИЮ<\/u><\/a>
|